Ачайваям, национальные обряды

Ачайваям, это самый отдаленный поселок по восточному побережью Камчатки, где, благодаря местному населению сохранены быт и традиции коренных и малочисленных народов севера.
В отличии от других сел в Ачайваяме проводят ежегодно такие обряды:

  • Килвай
  • Летний забой (где приносят жертвоприношение речке )
  • Поминки (разделение умерших от живых)
  • Зимний забой
  • Так же устраивают гонки на культовых оленях

Килвай — это праздник который отмечают весной с рождением первых оленей, продолжается он до заката солнца. Приготовления начинаются задолго до самого праздника, за день до проведения хозяева в юрте разжигают, а потом поддерживают праздничный огонь, возле костра кладут идол огня, костер обкладывают большими камнями.

Утром хозяева разжигают идол огня. Вешают котел для приготовления мяса. Мясо варится целиком, левая часть туши оленя. В то же время отдельно варится куропатка, рыба. Когда все это сварится, складывают на нарту покрытую укенчи ( национальная клеенка). Пока варилось мясо, женщины долбили кости. Сваренное мясо также складывают на укенчи. В оставшийся бульон бросают долбленные кости, поверх костей кладут снег и эти кости томятся в бульоне до появления костного жира.

Собирают жир деревянной или изготовленной из бараньего рога ложкой, растирают со снегом до белой массы. Пока гости пьют чай, хозяева срезают лакомые кусочки и складывают в кожаный мешок и туда же кладут отваренную куропатку и рыбу, чтобы отправить в частный табун. Так же срезают и мелко режут кусочки мяса, смешивают с шерстью для инэлвет.
Взрослые мужчины, взяв с собой инэлвет и зезят, идут собирать ветки. Положив инэлвет и забив зезят мужчины ловят арканом куст , затем вырывают его с корнем . Эти кусты складывают за юртой. Далее, напротив входа ставится элн,н (доска для выделки шкур), на него кладут кусок дерна, стружку и из добытого огня идола разводится костер на этой доске. Огонь выносят первым, потом идолов, идолов кладут за юрту на кусты, за ними выходят все присутствующие, бросая инелвет на юрту и в сторону при этом выкрикивая как олени. Выносят тарелку с мясом, костным жиром и зеленью. Костным жиром кормят идолов, а зеленью смазывают кусты. После того как покормили идолов хозяйка берет мясо с жиром и раздает гостям, при этом гость должен выкрикивать как олень. Заранее приготовленный инелвет хозяйка уносит в тундру и ложит под мох. Затем все заходят в юрту и пьют чай. После того как гости разойдутся, хозяева продолжают поддерживать огонь до следующего утра. А идолы накрытые шкурой остаются на ночь за юртой.
Летний забой проходит в июне, где желающие могут сделать жертвоприношение речке. Жертвенного оленя забивают копьем. Потом берут зёзят (заменитель живых оленей, колбаса из слепой кишки с внутренним жиром), бусинку нанизанную на сухожильную нить и морской камешек. Зёзят забивают, крутят по часовой стрелке, место куда воткнули нож и кусочек зезят срезают, а остальное отдают кому-нибудь из присутствующих. Морской камень забивают, крутят и мажут кровью убитого оленя. Бусинку так же забивают, крутят по часовой стрелке, разделяют бусинку от жилки.

Под голову оленя подкладывают ветку. Кровь из раны раскидывают на четыре стороны. Оленя обязательно «поят», поливая водой голову, место нанесения удара копьем, туловище до хвоста. Тушу разделывают.
Разводят костер, в костер ложат инелвет (жир с заячьим пухом), сваренный кровяной суп поливают вокруг костра, разбрасывают на четыре стороны, а оставшийся суп съедают. На кочке, под берегом, в которой делается ямка, ложится рог. В ямку ложат инелвет (жир с заячьим пухом), кусок нерпичьей шкурки, иголку, зетемтул (дымленная шкурка от юрты). Туда же ложат кровь и зилкзил (содержимое желудка оленя). Мясо оленя делят, мякоть раздают всем, кроме родственников. Кости варят и позже всех угощают. После того как все поели, все кости собирают и складывают в ту же ямку. Шкуру оленя забирает любой желающий.

Поминки проводят осенью, поминают умерших за прошедший год.
Рано утром арканом ловят куст и срывают его с корнем, не снимая с аркана. Этот куст втыкают в землю. Аркан расслабляют образуя круг. Возле кустика кладут 3 камня (это лицо, которого поминают), затем рядом ложат инелвет. Принесенные к жертвеннику продукты считаются угощением умершим.
Одним из важных элементов поминального обряда был забой личных оленей умершего. При этом забиваются только телята. Аккуратно разделывали тушу оленя, чтобы кровь не попала на землю. Потроха скидывают в яму, приготовленную заранее. Мякоть отделяют, а кости варят. Женщины, заканчивая разделывать жертвенного оленя, отделяли рога с теменной костью от черепа, отдавали мужчинам чистить от мякоти возле костра. Эти рога вместе с шейным позвонком мужчины нанизывали на принесенные ольховые ветки.

Располагали их в определенной последовательности. Сначала одевали большие рога с шейным позвонком, а потом более мелкие. Члены каждой семьи одевали рога жертвенных оленей, забитых для своих умерших, на отдельную ветку. Ветки с нанизанными на них рогами и позвонками символизировали табун оленей, идущий в мир покойников. Маленькие олени в этом табуне «шли» впереди, а большие сзади. Их опускали на землю, направляя на север. Предварительно под них укладывали пластины костного мозга с бедренных костей, чтобы предотвратить копытку у этих животных. Между рядами рогов и сверху клали большие ветки ольхи с большими листьями и камни.
После этого ложили инелвет на жертвенник, состоящий из кусочков варенного мяса, сырой печени, сердца, хрящевых частей носа. Затем угощали варенным мясом всех присутствующих, а кости бросали в яму. Женщины после выполнения всех обрядов раздавали оставшееся мясо присутствующим на поминках.
Яму закрывали сверху дерном и ветками ольхи, чтобы собаки «не помешали» возрождению оленей в мире умерших.
Каждый уходящий отламывал веточку багульника.

Гонки на культовых оленях проводят желающие. Поводом для его проведения могут быть: рождение ребенка, приезд родственника, непредвиденные обстоятельства, требующие улучшения ситуации в семье, первая добыча на охоте и т.д. Роль ездовых оленей играют веточки, обвязанные ниточкой или кусочком ткани.
Гонки проводят рано утром. Хозяева варят кровяной суп, готовят призы. Огонь выносят из дома, разжигают костер. В костер бросают инелвет, вокруг выливают кровяной суп, разбрасывают на четыре стороны. Относят инелвет на запад и восток.
Символический забой «жертвенных оленей» осуществляет сын или внук устроителя праздника, будущий хозяин домашних оленей. Он закалывает ножом бусинку, надетую на сухожильную нить и ритуальную колбасу.
После «забоя» устраиваются гонки на культовых оленях. «Гонщик» раскладывает друг за другом «оленей» от старта в сторону финиша. Победителем гонок считался тот, чья «упряжка» первой оказывалась на финише. После окончания «гонок» культовых оленей развязывали. После соревнований гостей угощали национальной пищей и поили чаем.
Данный материал подготовлен:
Заведующей библиотекой – филиалом №5 с. Ачайваям
Танитан Валентиной Николаевной
Описание обрядов и праздников:
Келено Светлана Андреевна, Опнай Валентина Андреевна.
Оформление материала:
Покачалов Юрий Алексеевич.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МБУК Олюторского МР МЦБС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.